Виды этикеток

Виды этикеток

Упаковка и этикетка – неотъемлемый атрибут любого товара. Это необходимый источник информации о товаре, а зачастую и его украшение. Исследования показывают, что решение о покупке чаще всего принимается бессознательно, на основе первого впечатления. Поэтому задача этикетки не только проинформировать, но и вызвать желание приобрести.

Сегодня разнообразие упаковочных средств настолько велико, что даже с трудом поддается описанию. В условиях жесткой конкуренции каждый производитель стремится наиболее выгодно представить свою продукцию, привлечь внимание. Известно множество случаев, когда после ребрендинга или изменения внешнего вида упаковки продажи товара поднимались в несколько раз.

Под каждый вид товара изготавливается индивидуальная упаковка, соответствующая его характеристикам. Этикетка как средство маркировки также имеет различные виды, обладает разными параметрами, предполагает определенный способ нанесения на тару. Рассмотрим виды этикеток и чем они отличаются друг от друга.

Материал этикетки

Этикетки чаще всего изготавливаются на специальной бумаге или пленке. Тип материала подбирается в зависимости от вида продукции и дизайнерского оформления. Бумага для этикетки имеет специфические для полиграфии названия: винная, полуглянцевая, глянцевая, термобумага.

По типу обработки поверхности бумага бывает мелованная и немелованная. Бумага для этикетки должна обладать специфическими свойствами: воспринимать полиграфические краски, быть достаточно прочной в условиях высокоскоростного нанесения на тару на производстве, быть устойчивой к увлажнению красками, быть проницаемой для клеевого раствора, устойчивой при высечке по контуру.

Рассмотрим основные виды материалов, применяемых в производстве этикетки. В первую очередь это, конечно же, бумага. Бумага для этикеток различается по своим техническим свойствам и внешним характеристикам. На каждый отдельный тип товара требуется своя этикетка и свой отдельный тип бумаги. Например, этикетка на сыпучие продукты или соусы чаще всего печатается на полуглянцевой бумаге средней плотности, а вот замороженная продукция требует совсем другого материала: здесь используется бумага, устойчивая к влажности и низким температурам.

Глянцевая и полуглянцевая бумага – самый распространенный материал для этикетки на пищевые продукты, а также на любой другой вид товара. Полуглянцевая бумага относительно недорогая и подходит для изготовления практически любой этикетки.

Винная бумага – используется чаще всего на винной продукции. Имеет слегка выраженный рельеф и пористую фактуру.

Термобумага– имеет специальное покрытие, которое темнеет под воздействием тепла. Применяется в изготовлении этикеток, на которые необходимо наносить переменную информацию. Самоклеящиеся этикетки на термобумаге мы видим, когда пользуемся электронными весами самообслуживания в супермаркетах.

Этикетка самоклеящаяся термотрансферная – это небольшая по размеру этикетка, как правило, квадратной или прямоугольной формы, со слегка закругленными краями. Изготавливается на термобумаге, а затем наматывается в ролики. Печать на термотрансферной этикетке производится при помощи специального термопринтера либо на фабрике-изготовителе продукции, либо в месте продажи. Иногда на термотрансферную этикетку в типографии наносится изображение с краткой информацией о товаре, но основное поле при этом остается пустым – для термопечати.

Металлизированная бумага – это бумага с припрессованной тонкой алюминиевой пленкой.  Пленка может быть серебряная, золотая, голографическая. Применяется для создания определенного дизайна.

Пленка – прозрачная, белая, металлизированная – популярный и активно используемый материал. Поверхность таких пленок может быть глянцевой, полуглянцевой или матовой.

Размер этикетки

Размер этикетки подбирается в соответствии с размерами тары. Размеры самоклеящихся этикеток ограничены только размерами валов печатной машины, но это не является препятствием: производственное оборудование сконструировано таким образом, что на нем можно изготовить любую этикетку.

Под заданные размеры и параметры этикетки заказывается высечной штамп, который имеет определенную форму. В крупных типографиях содержится целая библиотека таких штампов, из которых можно выбрать подходящий и тем самым сократить расходы на производство. Стоит отметить, что нестандартная вырезка по контуру позволяет выделить продукт на полке среди конкурентов.

Способ печати

Для изготовления этикеток используются различные способы печати. Один из самых популярных способов – флексографский. В производстве используются флексоформы (от слова – гибкий), которые поочередно устанавливаются на оборудование и с их помощью краска переносится на запечатываемый материал.

В нашей типографии также применяется цифровой способ печати. Цвета при нем получаются очень яркими. Он не требует изготовления форм и предназначен для небольших тиражей.

Назначение этикетки

Различают этикетки на консервированную продукцию, алкогольные и безалкогольные напитки, выпечку и хлебобулочные изделия, детское питание, молочную продукцию, сыпучие продукты, косметическую продукцию, парфюмерию, бытовую химию, лакокрасочную продукцию, автотовары.

У каждой группы товаров есть своя специфика и свои требования к упаковке и этикетке. Этикетка для консервов чаще всего печатается на полуглянцевой бумаге флексографским способом с использованием красок, затвердевающих под ультрафиолетом.

Для этикетки на напитки производители выбирают тот же полуглянец или прозрачную пленку. Этикетка на винную продукцию изготавливается в основном на винной бумаге с применением различных технологий постпечатной обработки: горячего тиснения металлизированной фольгой, выборочного или сплошного лакирования, конгревного или блинтового тиснения.

Нанесение на тару

Этикетки также различают по способу нанесения на тару. Существуют сухой способ нанесения, клеевой и термоусадочный.

Так называемая «сухая» этикетка оборачивается вокруг тары и соединяется только в одном месте – с краев. Такая этикетка чаще всего используется на бутылках для алкогольной и безалкогольной продукции: минеральной воде, лимонадах, пиве. Клей может наноситься и на всю поверхность такой этикетки, но в любом случае это отдельная операция.

Самоклеящаяся этикетка состоит из трех слоев: материала-основы, клеевого слоя и подложки. Клей здесь уже нанесен на основной материал и защищен подложкой. На производстве при помощи специального оборудования этикетка отклеивается от подложки и наносится на тару. Хотя на некоторых небольших производствах все еще сохранился ручной способ расклейки. Самоклеящаяся этикетка удобна в эксплуатации, прекрасно прилегает к таре благодаря равномерно нанесенному клею.

Этикетка масла солнышкоТермоусадочная этикетка (или пленка) наносится на тару под воздействием температуры. Изначально представляет собой рукав, который сжимается под температурой, повторяя форму тары. Термоусадочная этикетка становится все более популярной ввиду своих преимуществ: защищает продукт от вскрытия, позволяет по максимуму использовать всю площадь тары, создает дополнительные возможности для дизайнерских решений. Термоусадочная этикетка широко используется в производстве напитков, косметики, детского питания, консервов. Хорошо совмещается практически с любым материалом: со стеклом, пластиком и металлом.

Стоит упомянуть и о таком виде этикетки, как бирка на одежду. На данной этикетке располагается вся необходимая информация по изделию и способу его эксплуатации. Помимо названия, артикула, состава и адреса производителя на этикетке обязательно присутствуют значки по эксплуатации. Так, например, зачеркнутый треугольник на этикетке означает то, что изделие нельзя отбеливать.

В целом производство этикетки, безусловно, движется вперед, подстраиваясь под рыночные условия. Появляются новые материалы, выпускается более совершенное оборудование. Производство идет по пути совмещения: печатные машины становятся более универсальными, многофункциональными, что позволяет сэкономить время и средства заказчика.

Поделитесь страницей с друзьями
Есть вопросы или предложения